Как действовать организации в случае получения некачественного товара?
При поступлении некачественного товара организация вправе отказаться от его получения. Поставщик обязан исполнять взятые на себя обязательства согласно требованиям законодательства и договора. Поставка некачественного товара не считается исполнением обязательства. Однако получателю нужно будет подтвердить наличие недостатков товара, закрепить их документально и направить поставщику соответствующую претензию.
Наличие недостатков товара может послужить основанием для расторжения договора
Законодательство защищает интересы покупателя, если ему поставляют некачественный товар (ст.475 ГК РФ). При получении товара ненадлежащего качества потребитель имеет право потребовать от поставщика устранения дефектов, снижения стоимости сделки, замены товара на аналогичный, а также возврата всей партии поставщику. Средства за товар возвращаются покупателю.
Для предъявления этих требований покупатель должен доказать, что поставленный товар является некачественным. Оформление претензий к качеству осуществляется на этапе приемки товара.
Проверка качества товара согласно договору
В договор или его приложение целесообразно внести положения об условиях приемки товара по качеству. В законодательстве нет четких предписаний в отношении правил фиксации итогов приемки. Как правило, оформляется акт о передаче некачественного товара. Если этот способ указан в договоре, то другие способы подтверждения дефекта товара суд не примет. Например, фотографии, где видны дефекты. (Постановление АС СЗО по делу №А56-31868/2016).
В акте указывается следующая информация:
-
количество товара с дефектами;
-
способ приемки товара по качеству, условия проведения проверки;
-
выявленные дефекты и степень нарушения качества;
-
участие представителя поставщика в подготовке документа.
Направление претензии
Когда документация по определению дефектов товара будет готова, поставщику нужно направить претензию. В договоре указывается срок направления претензии. О направленном документе нужно уведомить поставщика.
Требования покупателя зависят от типа выявленных дефектах. Если недостатки существенные, то получатель может вернуть товар поставщику и оформить возврат средств или заменить некачественный товар на качественный. Если недостатки существенные, то можно добиться снижения цены на товар, безвозмездное устранение дефектов или возмещение расходов на их устранение.
Также можно взыскать неустойку и потребовать возмещения убытков согласно условиям договора. Степень нарушения качества при этом роли не играет.
Экспертиза
Проведение экспертизы качества направлено на защиту интересов покупателя. Для выявления недостатков товара или для подтверждения их наличия покупатель может обратиться за помощью к экспертам. Экспертизу можно проводить на этапе досудебного разбирательства. Если дело перейдет в суд, то результаты экспертизы могут послужить доказательствами.
Для принятия судом результатов экспертизы необходимо соблюсти ряд условий.
-
Приглашение квалифицированного эксперта. У специалиста должно быть профильное образование, опыт проведения исследований, наличие ссылок судов на его заключения.
-
Уведомление поставщика о проведении экспертизы.
-
Соответствие характеристик товара ГОСТам или другим нормативным актам. Эксперт указывает, в чем именно товар не соответствует стандартам.
-
Мотивированность и обоснованность выводов эксперта.
Для соответствия заключения требованиям судов, нужно договориться с экспертом о предварительной подготовке проекта заключения.
Комментарии
нет комментариев