Порядок проведения выездной налогового аудита в 2021 году
Согласно положениям НК РФ, выездная проверка является одним из способов проверки деятельности юрлица со стороны контролирующих органов. Аудит проводится на территории юрлица, однако в некоторых случаях это можно сделать на территории ИФНС. Например, если у фирмы нет возможности предоставить помещение для этих целей. Иностранных юрлиц проверяют по местонахождению их филиалов или подразделений.
По местонахождению налогоплательщика выездной аудит проводится на основании решения руководства контролирующего органа, в некоторых случаях – по ч.2 ст.89 НК РФ по решению руководства ИФНС, обладающей такими полномочиями.
В решении указываются:
-
наименование организации;
-
предмет проверки – правильность определения сумм, перечисленных организацией в бюджет, своевременность перечислений и перечень налогов для аудита;
-
периоды проверки – не более 3 последних лет за исключением правил, указанных в НК РФ;
-
сведения о лицах, отвечающих за проведение проверки.
Когда назначают проверку?
Выездной аудит назначают при появлении у налогового органа сведений о нарушении юридическим лицом законодательства. Контролеры могут посетить организацию также в случае ее ликвидации или реорганизации. Аудит могут назначить и в случае, когда вышестоящая налоговая структура проверяет работу нижестоящих структур.
При выездной налоговой проверке контролеры могут анализировать всю хозяйственную деятельность организации и проверять документы выборочно – по одному или нескольким налогам.
В большинстве случаев организации не проверяют в течение трех первых лет с момента регистрации. Однако в ряде ситуаций в этот период проверку все же могут назначить. Например, если компания задерживает уплату налогов, часто меняет ИФНС, подает нулевую или убыточную отчетность. Также если у организации низкий уровень зарплат или рентабельность по сравнению с основной массой компаний в отрасли.
Как часто назначают выездные проверки?
Выездной аудит могут проводить по одному и тому же основанию не более одного раза на протяжении одного налогового периода, а в течение одного года нельзя проводить больше двух проверок. Это правило можно отменить только на основании специального решения по ч.5 ст.89 НК РФ.
Проверки, проведенные налоговиками в головном офисе организации и на ее территории, не приравниваются к проверкам, проведенным в ее филиалах. В подразделениях проверку проводят отдельно.
В некоторых случаях основанием для выездного аудита является проведение мониторинговых мероприятий в отношении налогов, обязательства по исчислению и уплате которых лежит на организации. Такое правило указано в ч.5.1 ст.89 НК РФ.
Выездную проверку всегда можно назначить повторно. Согласно ч.10 ст.89 НК РФ, при повторных проверках ограничения из ч.5 ст.89 НК РФ не действуют.
Обязанности компании при проверке
Согласно ч.12 ст.89 НК РФ, в ходе аудита организация должна обеспечить контролерам возможность изучить документы и предоставить помещение, где будут располагаться проверяющие. Если у фирмы нет такой возможности, то налоговики могут взять документы и проверить их в отделении ИФНС.
Права и обязанности контролеров
Проверяющие вправе истребовать документацию компании. Оригиналы документов можно изучать только на территории организации (при отсутствии оснований для их изъятия по ст.94 НК РФ, или если мероприятия по проверке проводятся на территории ИФНС). Также проверяющие вправе проводить инвентаризацию в организации, осматривать ее помещения и территорию согласно ч.13 ст.89 НК РФ.
Особенности проведения проверки в 2021 году
С 2021 г. контролеры могут проводить проверки дистанционно, с использованием средств видео- и аудиосвязи (постановление №1969 от 30 ноября 2020 г.).
Решение о способе проведения аудита принимают контролеры. Закон №470-ФЗ расширил перечень оснований для повторного выездного аудита. Новым основанием может послужить увеличение НДС или акциза, которые заявлены к возмещению в уточненной декларации. Новое правило вступит в силу с 1 июля 2021 г.
Комментарии
нет комментариев