Изменения в законе о банкротстве
Какие изменения в закон о банкротстве скоро будут приняты?
Для проведения процедуры банкротства по старым правилам осталось совсем немного времени.
Проект Закона внесен Правительством Российской Федерации в начале 2021 года. Законопроект вносит масштабные изменения в Закон о банкротстве, которые в корне изменят большинство норм банкротства.
В первую очередь законопроект несет пресекательную функцию для управляемых банкротств. Больше ни должник, ни кредитор не смогут назначить «своего» арбитражного управляющего. Вводится целая сложная схема определения СРО и предоставления ею кандидатуры арбитражного управляющего на основе балльной системы.
Балльная система
Новацией является начисление баллов каждому арбитражному управляющему, и в целом СРО по сумме баллов арбитражных управляющих, состоящих в ее членах. Формулы начисления баллов довольно сложны, и зависят они от количества и вида проведенных процедур банкротства и результатов этих процедур, а также будут применяться понижающие и повышающие коэффициенты в зависимости от погашения требований кредиторов, их общего количества, длительности процедуры (чем длительнее процедура, тем больше понижающий коэффициент).
Сведения о СРО, арбитражных управляющих, и количестве их баллов должны будут вноситься в Государственный регистр арбитражных управляющих, сведения в который будут вноситься силами СРО.
После опубликования сообщения с намерением начать процедуру банкротства, любое СРО, соответствующая группе должника, может предоставлять кандидатуры арбитражных управляющих с указанием количества баллов, которое она готова выделить для этой процедуры. Потом система высчитает среднее количество баллов между всеми СРО, предоставившими кандидатуры, и исключит те, значения которых ниже средних. Если среди оставшихся 2 и более СРО, то выбирается одна из них методом случайного выбора.
Таким образом, возможность предварительного выбора кредитором арбитражного управляющего исключена.
Новые процедуры и отмены старых процедур в банкротстве
Данным законопроектом отменяются процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления как неэффективные и мало использующиеся. Вместо них новая процедура – реструктуризация долгов. И остаются прежние процедуры – конкурсное производство для юридических лиц и реализация имущества для физических лиц.
При подаче заявления о банкротстве можно указать один из двух вариантов процедур – реструктуризация долгов или конкурсное производство (реализация имущества).
Реструктуризация долгов
Применяется в случае возможности погашения требований кредиторов путем реализации плана реструктуризации и сохранения бизнеса должника.
План реструктуризации должен предложить сам должник в течение 4-х месяцев после введения процедуры реструктуризации, а также вправе предложить учредитель должника, конкурсные кредиторы или третьи лица.
Планов может быть представлено несколько, вводится в действие тот, который утверждается на собрании кредиторов большинством.
После введения процедуры реструктуризации долгов должник не вправе совершать многие виды сделок по отчуждению имущества, получению займов и кредитов и т.д. Снимаются ранее наложенные аресты на имущество, взыскания по исполнительным производствам приостанавливаются, выплаты дивидендов или стоимости долей вышедшим участникам не допускается, останавливается начисление пеней, неустоек и штрафов по обязательствам. Если у должника заключен договор аренды, то арендодатель не вправе расторгнуть или изменить его во внесудебном порядке.
Органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями, если они нарушают нормы закона о банкротстве, то подлежат устранению, а на их место назначается лицо, согласованное с собранием кредиторов и учредителями должника, либо сам антикризисный управляющий.
Понятие аффилированных кредиторов
Заинтересованные по отношению к должнику кредиторы (аффилированные лица) теряют право голоса на собраниях кредиторов.
Заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства
В обязанности арбитражного управляющего добавили составление и направление заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проверку наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, или в Банк России в части заключений в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций. Данный орган власти, который будет определен позже, может провести проверку и дать свое отрицательное или положительное заключение, в том случае если заключение будет отрицательным, арбитражный управляющий обязан провести повторный анализ и сделать новое заключение.
Должников разделили на группы
1 группа:
- граждане, не зарегистрированные в качестве ИП
- юридические лица и ИП, отвечающие следующим условиям:
А) доход на предшествующий год не превышает 800 млн.руб.
Б) совокупная стоимость активов по бухгалтерскому балансу за предшествующий год не превышает 300 млн. руб. (для юридических лиц).
2 группа:
- юридические лица и ИП, не относящиеся к 1 группе, и отвечающие следующим условиям:
А) доход не превышает 2 млрд. руб.
Б) стоимость активов не превышает 1,5 млрд. руб.
3 группа:
Должники, которые не отвечают условиям 1 и 2 группы.
Вознаграждение арбитражного управляющего
Основные изменения в том, что ежемесячное вознаграждение 30 тыс.руб. заменили на фиксированную сумму, которую арбитражный управляющий получит после завершения процедуры банкротства, и эта сумма также зависит от группы должника. Например, за должника 1 группы конкурсный управляющий получит 100 тыс.руб, за должника 2 группы – 300 тыс.руб., за должника 3 группы – 500 тыс.руб.
Конкурсного управляющего в деле отсутствующего должника или в деле, завершившимся из-за отсутствия финансирования – 50 тыс.руб.
Антикризисного управляющего с даты введения процедуры реструктуризации до утверждения плана реструктуризации – 150 тыс.руб. единовременно за должника 1 группы и 300 тыс. руб. за должника 2 и 3 группы. После утверждения плана реструктуризации – 50 тыс.руб. ежемесячно, а если возложены функции руководителя – 100 тыс. руб. ежемесячно.
Финансового управляющего – 25 тыс.руб. единовременно.
Также предусмотрена процентная часть вознаграждения которая зависит от прироста стоимости чистых активов и продажи имущества должника.
Максимальное вознаграждение арбитражного управляющего предусмотрено в 50 млн.руб.
Депозит
Введен обязательный депозит 100 тыс.руб, который нужно внести перед подачей заявления о банкротстве, и приложить квитанцию к заявлению о банкротстве или о введении реструктуризации долгов. Также к заявлению нужно приложить Отчет о финансовом состоянии должника, который заменит все документы о должнике, прикладываемые ранее. К заявлению о реструктуризации может быть приложен план реструктуризации. Новыми дополнениями также являются обязательные требования на указание аффилированности к должнику, о возможных мерах восстановления платежеспособности должника и о принятых мерах для урегулирования задолженности во избежание банкротства должника.
Налоговым органам дали права залоговых кредиторов
Требования кредиторов, основанные на неисполнении законодательства о налогах и сборах, если наличие и их размер были скрыты от кредитора, в том числе не было известно кредитору в установленные законодательством порядке и сроки.
Предполагаем, что в данном пункте речь идет о тех суммах задолженностей по налогам, которые были выявлены в результате налоговых проверок. В случае включения налогового органа по результатам проверок, на имущество должника будет распространяться залог в размере этих требований.
Исходя из данного законопроекта, если он будет принят в таком виде, институт банкротства потерпит глубочайшие изменения, которые исключат возможности для управляемых банкротств, вывода имущества и дадут преимущество налоговым органам.
Основные положения закона вступают в силу по истечении 6 мес со дня опубликования, а процедуру реструктуризации можно будет применить и к начатым банкротствам.
Комментарии
нет комментариев