Изменения в законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

05.07.2011

Дополнения, касающиеся документов на электронных носителях

27 июля 2010 вступил в силу Федеральный закон № 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Статья 12 данного Закона содержит ряд изменений и дополнений, внесённых в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Новая редакция ряда статей закона допускает ведение государственных реестров как на бумажных, так и на электронных носителях. Возможно дублирование информации на носителях разного вида, либо использование одного вида носителя информации.

Каким документам принадлежит приоритет?

Идентичная информация может содержаться и на бумажных, и на электронных носителях, однако не исключена возможность некоторых несоответствий в указанных сведениях.  В этом случае приоритет принадлежит сведениям, указанным в тех документах, которые были представлены при государственной регистрации ООО, АО, либо индивидуального предпринимателя.

Если изменяются паспортные данные

Дополнения касаются также случаев, когда происходит изменение паспортных данных, а также сведений о месте жительства либо учредителей и участников юридического лица, либо того лица, которое имеет право действовать от имени юридического лица, либо индивидуального предпринимателя. Данные сведения обязаны предоставить те органы, которые производили выдачу и замену документов, удостоверяющих личность, в течение пяти рабочих дней с момента выдачи нового документа либо регистрации по новому месту жительства.

При государственной регистрации ООО, АО либо индивидуального предпринимателя предоставленные документы являются частью единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Конфиденциальность

Внесено также дополнение, касающееся конфиденциальности ряда сведений. Информация из государственных реестров о номере документа, удостоверяющего личность физического лица, дате его выдачи, а также о выдавшей документ организации может быть предоставлена только органам государственной власти, а также судам и внебюджетным фондам. Это возможно исключительно в случаях и порядке, установленными Правительством Российской Федерации.

Что же касается вопросов предоставления копий учредительных документов юридических лиц, содержащих данные сведения, а также информацию о месте жительства индивидуальных предпринимателей, то на них данное ограничение не распространяется.

 
Размещение информации в сети Интернет

Информация о государственной регистрации ООО, АО, а также индивидуальных предпринимателях размещается в сети Интернет на официальном сайте того органа, который проводил регистрацию.
На представление в сети Интернет сведений также существует ряд ограничений. Информация, допускающаяся к размещению, и порядок её размещения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Сведения, содержащиеся в государственных реестрах, в том числе сведения о конкретных юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, могут быть предоставлены ряду организаций. Это, прежде всего, органы государственной власти, другие государственные органы, суды, органы государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления. Информация предоставляется в форме электронных документов.

Направление документов в регистрирующий орган

При регистрации ОАО, АО либо индивидуального предпринимателя необходимые документы могут быть направлены в регистрирующий орган по почте. Но это обязательно должно быть почтовое отправление с объявленной ценностью и с описью вложения. Возможно также направление документов в электронной форме.

В случае, когда физическое лицо представляет документы непосредственно в регистрирующий орган и при этом предъявляет документ, удостоверяющий личность, то нотариальное заверение подписи не требуется.

После подачи документов в регистрирующий орган заявителю выдаётся расписка, где указаны перечень и дата их получения. Расписка выдаётся в день получения документов регистрирующим органом. Это делается в случае, когда документы представляются непосредственно заявителем.

Если же документы представляются в регистрирующий орган по почте, расписка высылается заявителю на следующий рабочий день после получения документов. Расписка высылается почтовым отправлением с уведомлением.  

Когда документы представляются в регистрирующий орган в электронном виде (например, по сети Интернет), то расписка направляется на следующий рабочий день после получения документов в форме электронного документа.

Обязанности регистрирующего органа

В обязанности регистрирующего органа входит учет и обеспечение сохранности всех поступающих документов. Если документы представлены в электронной форме, то документ, подтверждающий внесение записи в государственный реестр, направляется заявителю в форме электронного документа. Кроме того, регистрирующий орган обязан выдать заявителю по специальному запросу документ на бумажном носителе.

Государственная регистрация в случае ликвидации юридического лица

Если происходит ликвидация предприятия, то сведения об этом обязательно подлежат государственной регистрации. В случае признания финансового банкротства юридического лица, его ликвидация осуществляется на основании постановления арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Если решение арбитражного суда оспаривается, то государственная регистрация ликвидации предприятия приостанавливается до поступления в регистрирующий орган сведений об окончательном решении, принятом в арбитражном суде.