Резервный фонд ООО – понятие и правила формирования
Правила, которыми должны руководствоваться собственники бизнеса при создании фонда, прописываются в уставе ООО.
Резервный фонд – это дополнительный фонд, выполняющий вспомогательную функцию. Формирование фонда осуществляется за счет проведения отчислений из получаемой компанией прибыли за год. Это резерв финансов, которые могут понадобиться в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, а также в периоды финансовой нестабильности. Если потребуется найти средства для поддержания бизнеса, собственники могут воспользоваться деньгами из резервного фонда.
О том, как создать и использовать резервный фонд общества, можно узнать из положений Закона №14-ФЗ. В этом отношении законодательство содержит следующие нормы.
Согласно ст.30 Закона №14-ФЗ, организация вправе создавать различные виды фондов, в т.ч. резервный, руководствуясь уставом. В документе прописывается порядок создания и размер фонда.
В правилах, действующих при процедуре увеличения УК, имеется одно ограничение – требуется определение разницы между ценой чистых активов предприятия и суммой средств, составляющих УК юрлица и фонд дополнительных денежных средств. Итоговая сумма, на которую предполагается провести увеличение УК за счет имущества юридического лица, не должна в результате получиться больше этой разницы. Данное правило прописано в ч.2 ст.18 Закона №14-ФЗ.
Еще одно правило создания и использования дополнительного финансового фонда содержится в ч.1 и ч.2 ст.29 Закона об ООО. Необходимо учитывать действующее ограничение перед тем, как сделать выплату прибыли собственникам бизнеса. Запрещено распределять прибыль и производить выплаты, если цена чистых активов организации составляет меньше суммы УК и фонда или после проведения выплаты данная сумма станет меньше.
Наличие вспомогательного финансового фонда – необязательное требование для ООО
В законодательстве отсутствуют положения о необходимости формирования резерва средств. Решение о формировании фонда дополнительных финансов прописывается в уставе юридического лица. При наличии таких положений данное требование принимает обязательный характер, и фонд должен быть сформирован.
Бывают ситуации, когда в уставе юрлица отсутствуют положения о создании фонда, однако владельцы бизнеса хотят, чтобы он был сформирован. Тогда предприниматели должны поступать следующим образом.
Разработать проект изменений, которые нужно будет внести в устав. В разрабатываемых изменениях должно содержаться обоснование необходимости сформировать фонд, о его размере и правилах создания.
Провести собрание участников. На повестке дня – рассмотрение и утверждение новой редакции учредительного документа компании – ее устава.
Отправить пакет документов в ЕГРЮЛ. В реестре юрлиц должны быть отражены внесенные в устав изменения.
Создать фонд, руководствуясь правилами, включенными в устав ООО.
Документы
Для создания фонда предприятия нужно подготовить решение единственного участника или соответствующий протокол – в зависимости от того, кто вносит изменения в устав компании.
Каким образом пополняются и расходуются средства фонда?
Учредители предприятия при регистрации ООО или общее собрание в ходе функционирования компании решили, что юрлицу нужен такой фонд.
Информация о фонде содержится в уставе компании. Владельцы бизнеса имеют право на утверждение дополнительной документации, раскрывающей положения устава.
Необходимо указать следующие сведения.
-
Верхний и нижний пределы величины фонда – данные показатели определятся в процентах от размера УК ООО.
-
Схема, в соответствии с которой будет формировать фонд и пополняться средства. Например, это регулярная передача в фонд части прибыли организации.
-
Случаи, когда зарезервированные средства могут расходоваться.
-
Правила расходования средств, механизмы контроля расходов.
-
Сведения о лицах, которые имеют право на распоряжение средствами фонда от лица организации.
Встречаются ситуации, когда учредители ООО сначала указали в уставе одну величину фонда, а потом понадобилось изменить размер фондовых средств.
Для проведения данной процедуры собственники бизнеса должны поступить следующим образом:
-
провести собрание участников с целью обсуждения вопросов, касающихся данного изменения, а также для утверждения новой версии устава компании;
-
составить протокол о принятии собранием решения скорректировать величину фонда;
-
внести соответствующие поправки в устав организации;
-
зарегистрировать изменения в ЕГРЮЛ.
Устав ООО может содержать отдельные положения о количестве голосов, необходимых для принятия решения об изменении объема денежных средств фонда. Правила устава не должны вступать в противоречие с законодательством.
Когда можно использовать средства из фонда?
В уставе обязательно прописываются причины, которые позволяют обращаться к средствам фонда:
-
эти средства задействуются при формировании УК новой организации, создаваемой при реорганизации основного юрлица;
-
для покрытия задолженностей предприятия;
-
для покрытия убытков;
-
для выкупа доли у участников в соответствии с требованиями законодательства;
-
для совершения сделок, совершаемых с целью стабилизировать положение компании;
-
для поддержки бизнеса во времена финансовой нестабильности (например, для исключения риска банкротства предприятия).
Таким образом, основное назначение фонда – наличие запаса финансов при возникновении форс-мажорных обстоятельств.
Комментарии
нет комментариев