Действия автовладельца после аварии

Инспектор ДПС оформляет справку о самом факте дорожно-транспортного происшествия и выдаёт её автовладельцу. Кроме того, выписывается справка о не возбуждении уголовного дела и, помимо этого, на руках у автовладельца обязательно должно быть извещение о ДТП – оно является приложением к полису ОСАГО и заполняется собственноручно автовладельцем. Эти документы необходимы для проведения автоэкспертизы.

Затем автовладелец обращается в страховую компанию виновника аварии, где назначается так называемая «независимая оценка автомобиля». Конечно, независимой такую оценку в данном случае назвать сложно. Ведь проводится оценка в компании, работающей по договору с той страховой компанией, где застрахована гражданская ответственность виновника аварии.

В данной организации эксперт проводит осмотр автомобиля, фиксирует нанесённые повреждения, проверяет прилагаемую документацию, а также реквизиты того банка, в котором застрахован автомобиль потерпевшего. Страховая компания, проанализировав все факты и составив соответствующий отчёт, направляет его в страховую компанию виновника. После рассмотрения материалов автовладелец получает на свой расчетный счет определённую сумму денег.

Эта сумма почти всегда бывает меньше стоимости восстановительного ремонта. И в этом нет ничего удивительного. Страховая компания виновника направляет потерпевшего для оценки повреждений автомобиля в ту компанию, с которой у компании заключён договор. В таком случае эксперт не может быть объективен в своей оценке. Ведь оценка ущерба проводится не для пострадавшего автовладельца, а для другой страховой компании, чаще всего компании виновника.

Если оценка ущерба после автоэкспертизы оказалась необъективной

Произведя оценку ущерба, причинённого автомобилю в результате ДТП, которая далеко не всегда является объективной, свои противоправные действия страховые компании объясняют очень просто: они ссылаются на указ Думы. Но это совершенно неправильно! По закону страховые компании обязаны руководствоваться в своих действиях нормами, установленными Гражданским Кодексом. В статье 15 о возмещении убытков говорится следующее: «Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также не полученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)».

К сожалению, не все автовладельцы знают, чем обязаны руководствоваться страховые компании. В результате большинство пострадавших автовладельцев получают только половину той суммы, которая положена при компенсации ущерба в случае аварии. Проблемой является также поиск места для проведения ремонта автомобиля – чаще всего им оказывается либо гараж, либо маленький автосервис.

Между тем автовладелец имеет полное право самостоятельно организовать независимую автоэкспертизу. Время и место её проведения автовладелец также определяет самостоятельно. Для этого целесообразно обратиться в Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Оплата услуг по проведению независимой автоэкспертизы с целью оценки ущерба возлагается на РСА. Основанием для этого служат представленные платежные документы. Если размер ущерба превышает лимит ответственности, на который был застрахован виновник аварии, то он сам должен явиться на осмотр аварийного автомобиля. В ряде случаев виновнику приходится доплачивать необходимую сумму.

Обязанности страховой компании, и что делать, если они не выполняются

Автовладелец, попавший в аварию, но не являющийся виновной стороной, получит компенсацию ущерба от страховой компании виновника ДТП согласно условиям страхования по системе ОСАГО. Если же сумма покрытия расходов превышает  предельно допустимую сумму страхового возмещения, то доплачивать компенсацию ущерба придётся виновнику ДТП.

Страховая компания, в свою очередь, обязана провести автоэкспертизу, и при этом уложиться в срок, составляющий не более пяти дней. Но провести автоэкспертизу она сможет только после того, как получит от пострадавшего автовладельца письменное заявление. Самое неприятное здесь то, что в этом случае страховая компания становится, по сути дела, собственником результатов автоэкспертизы. Более того: она не обязана сообщать автовладельцу те результаты автоэкспертизы, на основании которых проводится оценка ущерба, нанесённого автомобилю. Всё, что она обязана сообщить пострадавшему автовладельцу – это тот размер выплаты, который определила данная страховая компания.

Согласно законодательству, оценка ущерба, нанесённого транспортному средству, осуществляется с учетом износа заменяемых деталей. Иными словами, если детали являются легко заменяемыми, то из стоимости новых деталей вычитается процент износа. Сумма процента износа рассчитывается по специальным формулам, кроме того, на неё влияют многие факторы.

Зачастую эксперт, который является представителем страховой компании виновника, прибегает к разнообразным манипуляциям с этими факторами, дабы извлечь из износа выгоду для страховой компании. Если возникла такая ситуация, то лучше обратиться в службу по проведению независимой автоэкспертизы, чтобы получить достойную компенсацию за нанесённый ущерб.

Если страховая компания автовладельца оказалась банкротом

В последнее время финансовое банкротство не пощадило многие страховые компании, которые, помимо всего прочего, лишились лицензий на осуществление своей деятельности. Как же быть автовладельцу в том случае, если его автомобиль, пострадавший в результате ДТП, был застрахован в компании, которая на момент происшествия потерпела финансовое банкротство или была лишена лицензии? Как быть, если виновный в ДТП застраховал свою гражданскую ответственность в страховой компании, у которой в результате финансового банкротства была отозвана лицензия?

В подобных случаях компенсацию ущерба от ДТП берёт на себя Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Но, опять же, чтобы дать верную оценку ущерба, лучше всего провести независимую автоэкспертизу транспортного средства.