Этапы независимой автоэкспертизы

Независимая автоэкспертиза является процессом, состоящим из нескольких этапов. Можно выделить два основных этапа.

Вначале проводится технический осмотр повреждённого транспортного средства. Осмотр осуществляется экспертом. После осмотра составляется соответствующий акт.

Затем анализируется размер ущерба, причинённого транспортному средству в результате аварии. На основании сделанных выводов рассчитывается время и стоимость ремонта с целью восстановления функциональных возможностей транспортного средства.

Каждый из этапов, в свою очередь, состоит их определённого набора операций. В любом случае алгоритм действий зависит от задач, стоящих перед автоэкспертизой.

Первый этап независимой автоэкспертизы

Этот этап призван рассмотреть и решить ряд вопросов. В первую очередь необходимо выяснить, насколько соответствуют идентификационные данные ТС тем данным, которые представлены в документации. К этому же относится сверка номеров государственной регистрации, и номера кузова (VIN-код), а также их соответствие тем номерам, которые указаны в техническом паспорте. Необходимы также сведения о комплектности автотранспортного средства и его оснащенности.

После ответов, полученных на первый вопрос, необходимо провести анализ повреждений автомобиля. Повреждения бывают разных видов, но прежде необходимо установить, действительно ли данные повреждения были нанесены в результате данной аварии, а не получены ранее.

В первую очередь при проведении автоэкспертизы визуально осматривается внутренняя часть автомобиля. Демонтаж при анализе внутренней части автомобиля не допускается.

Каждое обнаруженное повреждение необходимо зафиксировать. Лучше всего сделать фотоснимки с разных ракурсов. Ещё более эффективный вариант - использование видеоаппаратуры. В кадр каждого фотоснимка должен попасть государственный регистрационный номер или какие-либо иные идентификационные знаки, которые могут относиться исключительно к данному автомобилю.

Осмотр транспортного средства, а также фиксация повреждений проводится при дневном свете. Если же провести осмотр при дневном свете невозможно, то используется соответствующее искусственное освещение.

Для проведения независимой автоэкспертизы необходимо описание базовой комплектации автомобиля. Все расхождения с базовой комплектацией автомобиля фиксируются в ходе автоэкспертизы. Фиксируются все повреждения транспортного средства, одновременно проводится анализ времени их появления – получены ли повреждения в данной аварии или же это произошло ранее. Для объективного рассмотрения необходимы сведения о том, проводились ли ранее ремонтные работы, были ли замены ряда комплектующих, особенно это касается дорогостоящих запасных частей.

Второй этап независимой автоэкспертизы и его задачи

В ходе проведения второго этапа определяется факторы, которые повлияют на стоимость ремонта автомобиля. Определяется также, на основе какой технологии будут ремонтироваться повреждённые части транспортного средства, сколько времени займёт ремонт, а также стоимость часа работ в зависимости от её характера. И, наконец, в какую сумму обойдётся покупка запасных частей и материалов.

Существует ряд составляющих, из которых складывается материальная оценка ущерба, нанесённого автомобилю в результате аварии. Этими составляющими являются: стоимость ремонтных работ и необходимых для этого материалов, стоимость тех деталей, которым необходима замена, а также запасных частей.

Определение объема и видов ремонтных работ проводится автоэкспертом на основе тех данных, которые были получены во время осмотра транспортного средства. Рассчитываются предполагаемые затраты времени, необходимого на проведение ремонта транспортного средства. Расчёт производится на основе стоимости нормо-часа работ в том регионе, в котором проводилась автоэкспертиза. Аналогичным образом рассчитывается стоимость запасных частей, деталей, а также комплектующих материалов.

Есть правило, которое должно неукоснительно соблюдаться: сумма стоимости всех работ по ремонту автомобиля, запасных частей, вычисленная в ходе независимой автоэкспертизы, не может превышать стоимость данного автомобиля до аварии (или аналогичного транспортного средства). В случае превышения стоимости может быть признано отсутствие целесообразности проведения ремонта. Если такое произошло, то остаётся только проведение экспертизы и оценки годных остатков.

В отчет заносятся все результаты автоэкспертизы. Затем данный отчёт передается заказчику.

Если автомобиль восстановить невозможно

Но бывает, что восстановление автомобиля невозможно. Единственное, что остаётся в таком случае – это определение, какие из остатков могут быть годными, а затем определение стоимости годных остатков.

Результаты независимой автоэкспертизы дают основание эксперту сделать окончательные выводы.  Например, он может прийти к выводу о конструктивной гибели транспортного средства. В ряде случаев проведение восстановительного ремонта перестаёт быть целесообразным. В любом случае автоэксперт составляет акт об оценке ущерба автомобиля, где указывает вынесенное решение, а также его обоснование.

Автоэксперт, производивший осмотр, подписывает акт после окончания осмотра автомобиля. Кроме него, акт, составленный после проведения автоэкспертизы, подписывают все присутствующие при осмотре. Небезынтересно отметить, что каждый из них может дополнить акт своими соображениями касательно проведённого осмотра и транспортного средства.