Правопреемство долга

04.10.2019

Верховный Суд РФ рассматривал дело о правопреемстве долга.


Банк уступил компании право требовать задолженность с клиентки, освобожденной судом от исполнения требований кредитора.

Задолженность клиентки банка составила 170,3 млн рублей, из которых 127,5 млн рублей – основной долг. Однако суд освободил женщину от обязательств перед кредитором.

Позже банк заключил договор с организацией об уступке права требования. В соответствии с положениями договора компания имела право на предъявление требований к должнику в полном объеме. В судебном порядке организация ходатайствовала о том, чтобы сделать ее правопреемником банка.

Требования компании были удовлетворены судом I инстанции. Апелляционная инстанция поддержала это решение, а кассация отменила. Судьи обосновали свое решением тем, что в гражданско-правовом отношении не появилось материального правопреемства. Организации было передано требование, исполнять которое должник уже не должен.

ВС РФ принял такое же решение, как и суды первых двух инстанций и сослался на то, что в некоторых случаях задолженность физлица-банкрота не списывается. Например, при выявлении факта сокрытия имущества должником в соответствии с п.4 ст.213 Закона №127-ФЗ. В данном деле такой факт присутствовал. В ходе заседания суда компания ссылалась на недобросовестность поведения должника, а именно – на сокрытие имущества. (Определение ВС РФ от 5 августа 2019 г. №308-ЭС17-21032).


Взыскание задолженности